Интервью еженедельнику "АРТ-Про-XXI". 2011 г.

О профессиональных хобби актера Морозова

Сегодня мы беседуем с Павлом Морозовым, актером Луганского академического областного русского драматического театра.

- Кем вы себя ощущаете больше – актером, режиссером, драматургом, мелодекламатором?

Трудно сказать навскидку. Но фактически, поскольку основная моя трудовая деятельность связана с актерской профессией, то больше всего сил я, конечно же, отдаю сцене. Режиссура, драматургия, мелодекламация – это все профессиональные хобби, если можно так выразиться.

- Как Вы пришли к мелодекламации?

Пять лет назад я работал на радио. У меня был доступ к профессиональному оборудованию и студии. Однажды я попробовал записать стихи своих любимых поэтов так, как я это понимаю и слышу. Это очень увлекло меня, и я потратил на записи и монтаж сотни вечеров и ночей. Чем-то я остался доволен, чем-то не очень, но сам процесс создания мелодекламаций был очень увлекательным. Затем разместил записи в Интернете и они стали жить самостоятельной жизнью, к которой я практически не имею никакого отношения. Разве что поблагодарит за хорошее подспорье для урока литературы какой-нибудь учитель, или обругает мою манеру декламации какой-нибудь аноним из Сети. С тех пор я работаю в театре, доступа с хорошему микрофону нет, а плохое качество звучания не для меня. Вот так.

- Когда написали первую пьесу? Как вообще рождаются пьесы у драматурга Морозова?

Еще до развала СССР я стал работать режиссером в полу-частном театре кукол (НПК «Рубикон» - был когда-то некий странный строительный кооператив, содержавший небольшую труппу актеров-кукольников) и столкнулся с тем, что сказок для театра кукол до смешного мало, а те, что я смог найти либо очень затасканы, либо неинтересны. Вот и пришлось написать несколько пьес-сказок. Правда, ни одну из них я тогда так и не поставил, и они надолго легли в стол.

Потом периодически были разные опыты инсценизаций, а в 1998 году я написал комедию «Мама Клава» - специально для труппы, с которой сотрудничал. Через полгода комедию поставили в театре и пошло-поехало. С тех пор я написал десятка полтора пьес и сказок. Из всего этого мне не стыдно только за комедию «МамаКлава», драму «Дыхание бабочки», музыкальную феерию «Ассоль» и сказки. Ну, еще я до сих пор не безразличен к своей инсценировке рассказа «Кроткая» Достоевского, для которой я дописал ряд сцен и диалогов. Об остальных драматических и комедийных опусах можно без сожаления забыть, хоть они и были когда-то поставлены.

- Какая из Ваших пьес Вам ближе всего?

Трудно сказать. За каждой пьесой стоит определенная история и все они мне в том или ином смысле близки. Другое дело, что некоторые написаны на радостном вдохновении, а некоторые на боли и страдании. Достоинства этих пьес, наверное, сильно различаются, но я их все равно люблю одинаково сильно. Как детей своих.

- Какова судьба ваших пьес на сегодня? Ваши драматургические амбиции удовлетворены?

У меня никогда не было особых амбиций – после Пушкина, Чехова и Шекспира вообще смешно иметь откровенно большие драматургические амбиции. Так мне кажется. Можно либо внести лепту в Драматургию, либо так и остаться на обочине своего письменного стола (ну или в персональном компьютере, если вам так удобнее писать). И вообще, не важно, насколько ты считаешь себя драматургом, важнее, что думает о тебе сама Драматургия.

Мне в принципе повезло, мои пьесы не так часто как хотелось бы, но ставятся или ставились. Первая премьера по моей комедии «Мама Клава» была поставлена в Северодонецком городском театре драмы Олегом Александровым и почти десять лет она была одним из самых кассовых спектаклей театра. Потом последовали постановки «Мамы Клавы» в Узбекистане (Ташкент), России (Черемхово и Красноярск), Беларуси (Пинск), и мне кажется, что этим дело не закончится. Я люблю эту пьесу и сам бы ее с удовольствием не раз поставил бы, если последуют предложения.

Пьеса «Дыхание бабочки» в 2006 году поставлена в Москве режиссером Иреной Грегор в рамках Открытого театрального проекта (на площадке Дома-музея Вл.Высоцкого Театра на Таганке) и несколько лет шла там раз в два-три месяца. Да, забыл сказать, в мае 2011 года на той же сцене Дома-музея Вл.Высоцкого Театра на Таганке была поставлена и комедия «МамаКлава» (режиссер – Олеся Кленина). Надо признаться, что большинство режиссеров, взявшихся за мои пьесы - женщины. Что это означает, я не знаю, но, как я шучу по этому поводу, - некая прекрасная закономерность прослеживается.

Моя пьеса «Ассоль» сразу после написания вышла в январе 2010 года в Луганском академическом областном русском драматическом театре в постановке Олега Александрова. Музыку к спектаклю написал Михаил Мордкович. В этом же году эта пьеса была поставлена в Театре им.Б.Захавы (Павлоград, Украина). Затем последовали постановки в России - премьера в Литературном театре КГУ. Постановщик - народная артистка РФ - Ирина Аркадьева (г. Кострома, апрель 2010 г.), в Казахстане - премьера в Жамбылском областном русском драматическом театре (г. Тараз, 13 ноября 2010 года), опять в России - премьера в Театре Юного Зрителя им. А.Вампилова. Постановщик - Ксения Торская (г.Иркутск, апрель 2011 г.)


Отдельная судьба сложилась у моих сказок. Почти 20 лет они лежали в рукописях, так и не увидев света. Но с приходом Интернета к ним стали проявлять интерес частные кукольные театрики (Киев, Харьков, Москва), о постановках которых мне известно из того же Интернета. Кроме этого очень приятно, что не остались в стороне учителя и сами дети – мне известны десятки постановок моих сказок в школьных театрах, интернатах, клубах и Дворцах культуры (в России, в Белоруссии, Украине).

В 2009 же году в Украине на сцене Луганского академического областного русского драматического театра состоялась премьера еще одной моей сказка «Мышли-шишли», которую в течение года поставили в нескольких украинских и российских театрах.

Последние известные мне постановки сказки «Хищный заяц» состоялась в частном киевском театре «Триумф» (Украина, 2009 г.), стокгольмском РЦ «Эврика» (Швеция, 2010 г.), в частном театре евент-агентства "Majestic" (Киев, Украина, 2010 г.).

Сказка «Заяц и Волкшебство» в декабре 2010 года поставлена в Серовском драматическом театре им.А.П.Чехова, в Театральной студии «Кураж» (Россия, г.Ангарск), в Школе Театрального Искусства "Новый образ" (Ярославль, РФ), в Луганском русском драматическом театре в моей постановке.


- Как вы относитесь, что современные режиссеры сокращают, а иногда и переделывают не только классиков, но и современных драматургов? С Вашими пьесами такое происходило?

Отношение в вторжению в ткань пьесы у меня неоднозначное. Я же бываю во всех ипостасях – актера, режиссера и драматурга. Как актера меня иногда сокращения радуют, когда это уместно, иногда пугают, если купюры серьезно влияют на образ, часто не в лучшую сторону. Как режиссер, я позволяю некоторые сокращения или перекомпоновку пьесы. Ведь драматург пишет пьесу и не ему ставить написанное. Очень часто в пьесах, даже у больших драматургов либо очень вялая развязка, либо полное отсутствие финала. А спектакль без яркого финала обречен на неудачу – вот режиссеры и придумывают-перелицовывают. Мои пьесы тоже сокращают – и правильно делают. Одну из моих пьес сократили вполовину – я пережил и это. В каком-то смысле я скорее за двухчасовый спектакль, чем за черытехчасовый. Я бы и сам не высидел столько – зачем же я буду требовать от режиссеров, чтоб они обрекали зрителя на такие муки?

- Меркантильный вопрос – деньги от постановок по Вашим пьесам Вы получаете? Иначе поставлю вопрос: можно ли жить современному драматургу на процент со сборов?

В моем случае я бы умер с голоду. Театры нынче на удивление жадные и часто «забывают» заплатить четыре-восемь процентов автору пьесы, на которой они хорошо погрелись. Сегодня на проценты могла бы жить разве только Надежда Птушкина, да и то, сегодня вряд ли – пик интереса к ее пьесам перешел из острой стадии к хронической. Все современные драматурги работают помимо драматургической деятельности, кто редактором в газете, кто завлитом, кто вообще не в сфере искусства. Николай Коляда, автор сотни пьес, преподает в институте и на свои деньги содержит свой же небольшой театрик, который он открыл (по его словам) продав личный автомобиль. И в своем театре Коляда ставил в основном свои пьесы. И как вы думаете – почему? Это во времена Оскара Уайльда можно было написать пьесу и на тантьемы с первой премьеры купить себе экипаж, а с десятой – особняк. Другой вопрос, если вы станете популярны как небезызвестный бренд Куни, но далеко не у всякого есть талант писать на потоке пошловатые комедии положений, как близнецы похожие друг на друга.

- Традиционный и банальный вопрос о творческих планах.

Банальный ответ: в планах жить, работать в театре, и надеяться, что даст Бог, и в перерывах между репетициями и спектаклями родятся еще несколько пьес за которые не будет стыдно.

Беседу для "АРТ-Про-XXI" вел Сергей Лисовский



Hosted by uCoz
Яндекс.Метрика