О премьере спектакля "МАМАКЛАВА" в Саратовском театре комедии. ("Репортер", 7.11.2012 г.)

Смешно о важном

Саратовский театр русской комедии начал свой 15-й сезон сразу двумя премьерами. Одна из них — «МАМАКЛАВА» по пьесе П. Морозова (режиссер Олег Загуменнов) — была показана на закрытии прошлого сезона, ею же открылся и сезон новый. Жанр этого спектакля определен автором как сексцентрическая комедия. Но ни сексом, ни эксцентрикой ни постановщик, ни актеры не ограничились. На сцене — и легкая пародия на театр абсурда, и откровенная буффонада. Чувствуется и то, что автор пьесы — актер, поэтому и сюжет, и герои предоставляют режиссеру и актерам огромную свободу самовыражения для реализации и сценического воплощения самых невероятных ситуаций.

Судите сами — в одно прекрасное и, на первый взгляд, совершенно обычное утро Никита (А. Степанов) и Нина (Л. Раенко), по словам самого автора, очень давние супруги, собираются на пикник с друзьями, такой же семейной парой. Но неожиданно в их уютной квартире начинает твориться черт знает что.

Из старинных часов, когда-то подаренных дедушкой любимому внуку, вдруг появляются женщины, одна другой соблазнительнее, в более чем пикантных нарядах и начинают более чем откровенно демонстрировать свою привлекательность. Они кружат по комнате, кормят рыбок, делают гимнастику. Потом оказывается, что появляться и исчезать они могут практически отовсюду — для этих целей им годятся и шкаф, и открытое окно.

Героини эротических фантазий пугают, манят и увлекают. Постепенно в этот хоровод, в котором смешались сон и явь, попадают и друзья главных героев. И во всем этом сюрреалистическом карнавале очень легко закружиться и потерять голову.

Что, собственно, и происходит с другом главного героя Максом (А. Кашинский). Он знает толк в радостях жизни, а потому с удовольствием и легкостью меняет доставшую своим нытьем жену (Ю. Лазареву) на ее очаровательного и раскрепощенного двойника. Неважно, что это всего лишь зыбкий мираж, важно, что это — здесь и сейчас, когда еще придет время остановиться и подумать о последствиях.

Каждая хорошая комедия оставляет терпкое послевкусие — горечи («Над чем смеетесь?») или облегчения от того, что опасный поворот пройден и выбор герои, которые симпатичны, сделали правильный. Так и здесь — виртуальные соблазны подталкивают к измене и предательству, которые тем легче совершать, чем притягательней фантазия.

Оскар Уайльд когда-то написал, что самые тяжкие грехи мы совершаем в собственных мыслях. Запретить себе думать невозможно, грезить — тем более. Главное — не искать себе оправдания, которое слаще греха, и ценить тех, кто рядом. Об этом говорит и одна из героинь пьесы, чье имя, попав в название пьесы, стало почти нарицательным. Несуразная молочница мама Клава из самых давних детских воспоминаний Никиты, когда деревья были большими, а люди добрыми, нелепо вываливающаяся в окно, старательно чистящая в ванной пропеллер (которым снабжена, а почему бы, собственно, и нет?) — именно она восклицает о главном, о том, про что спектакль: «Почему вы боитесь любить друг друга?»

Филологический треп героев, а несомненная литературность пьесы, в которой диалоги главных героев — чистый постмодернизм, не скрывает основного — боязни остаться одному в этом страшном мире, в котором фантазии и реальность сплетены настолько тесно, что становится страшно от зыбкости окружающего мира.

Самый эксцентричный персонаж мама Клава разрывает условные рамки комедии положений и напоминает героям о самом важном — о том, что любовь не терпит эрзац-отношений, а семья только тогда настоящая, когда в ней есть дети...

-------

Источник: http://www.reporter-smi.ru/14217.html

Газета «Репортер» №44(1025) от 7 ноября 2012 г.



Hosted by uCoz
Яндекс.Метрика