| |||
"Мелодекламация" - определение "Мелодекламация" (от греч. "mélos" - песнь, мелодия, и от латинского "declamatio" - упражнения в красноречии) — художественная декламация стихов или прозы с использованием музыки. Как прием мелодекламация существовала в оперном искусстве, однако со средины 18 века в Европе мелодекламация вылилась в самостоятельный концертный жанр (тексты балладного плана (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Лист). В России мелодекламация получила распространение в конце 19 века (Г. Лишин, А. Аренский). --- В начале 21 мелодекламация интерес к мелодекламации стал возрождаться. Он-лайн школа сценической речи, декламации и мелодекламации Павла Морозова, Заметки о мелодекламации. Павел Морозов. Есть ли будущее у мелодекламации? Поскольку мелодекламация всегда была более "элитарным" или скажем так, более "узким" видом искусства, чем, скажем, пение, будущее у нее такое же "узкое". т.е. Мелодекломация (как и серьезная поэзия, и классическая музыка, и серьезный философский театр, и серьезная (глубокая) художественная литература, как и серьезная (глубинная) живопись) будет существовать только узкого круга ценителей. И это, на мой взгляд, нормально, поскольку настоящее искусство никогда не было "народным" и массовым, зато всегда было элитарным. Добавлю, что мелодекламацию как прием всегда.... (см. ссылку) Павел Морозов. МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ (фонотека), стихи в mp3, Александр Блок, Николай Гумилев, Игорь Северянин, Сергей Есенин, Саша Черный, Иосиф Бродский, Наталья Воронцова-Юрьева, Владислав Ходасевич, Евгений Евтушенко, Булат Окуджава, Константин Симонов, Владимир Маяковский, Максимилиан Волошин, Валерий Брюсов, Александр Кочетков, Зинаида Гиппиус, Георгий Иванов, Борис Поплавский, Инна Мень, Нелли Ткаченко, Михаил Гофайзен, Дмитрий Сахранов, Ольга Родионова, Шарль Бодлер, Людвиг Ашкенази, Эжен Гильвик, Сара Тисдейл, Жак Превер, Поль Элюар, Александр Пушкин, Василий Жуковский, Уильям, Смит, Алексей Эйснер, Игорь Чиннов, Рильке, Лорка, Алесандр Алон, Михаил Гофайзен, Нелли Ткаченко, Даниил Хармс... Дедка за РЭПку Всем известно, что новое - это хорошо забытое старое. Вот и история искусства, лежащего на грани пения и говорения, к которому можно отнести популярные ныне рэп и читку, уходит своими корнями в глубокую древность. Если проследить развитие музыкальной мысли человечества от "сотворения" до наших дней, то можно заметить, что речитативные собратья рэпа возникали не однажды и не в одной точке Земли. Свои аналоги имелись и в античный период, в Древней Руси и на заре европейской оперы. Поэтому с полной уверенностью можно сказать, что выходцы с африканского континента незаслуженно присвоили себе авторство на рэп. Первая задокументированная попытка соединить разговорную речь с музыкой была сделана в Древней Греции в театре того времени, который возник из Дионисийских игр - плясок и песен, восхвалявших бога Диониса. Театральные представления были заключительной частью Дионисийских игр, и только позднее вылились в самостоятельное действо. Эпический текст, рассказывавший о жизни и подвигах героев, античные актеры произносили нараспев, их декламация сопровождалась простой мелодией. Каждое слово и каждый слог звучали четко. Музыкальные интонации были маловыразительными акцент делался на ясном произношении слов, а не на передаче чувств персонажей. От причитаний и речитатива к мелодекламации и РЭПу. Читаем дальше по ссылке? http://www.azbukadushi.ru/?titl=repka Арнольд Шенберг (1874-1951) и мелодекламация ( "Лунный Пьеро") В результате Шенберг избыточности языковой выразительности создаются "речевые мелодии", которые выявляют присущую речи музыкальность, причем без переложения текста на музыку. В ритмическом, динамическом, мелодическом и звуковом плане голос введен в общую партитуру, т.е. представляет - как любой из инструментов - определенную музыкальную линию, однако без фиксированной высоты звука. Тем большее значение приобретают благодаря этому методу другие параметры: звучание - от почти беззвучного шепота до экзальтированной мелодекламации -,а также ритм, который попутно показывает все стилевые тонкости текста, и, наконец, динамика, которая вместе с высотой звука становится самостоятельным носителем выразительности. Мелодекламации на сайте "РУССКАЯ ПОЭЗИЯ ХХ века" Большое собрание аудио и видеороликов с мелодекламациями на стихи русских поэтов. ДЕКЛАМАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕКЛАМАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ (нем. Musikalische Deklamation, франц. la declamation musicale, англ. musical declamation). 1) В широком смысле - соотношение в вокальном произведении словесной речи и музыки. Оно касается как речевой и муз. формы, так и содержания структурных элементов речи и музыки. Вок. музыка обладает большими возможностями для точной передачи мн. особенностей речи. Так, восходящим и нисходящим интонациям голоса могут соответствовать восходящие и нисходящие ходы мелодии; речевым акцентам - акценты музыкальные; подразделению речи на фразы, предложения, поэтич. строки и строфы - соответств. подразделения мелодии... МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ (от греч. melos - песнь, мелодия и лат. declamation - декламация) - соединение выразительного произнесения текста (гл. обр. стихотворного) и музыки, а также произведения, основанные на подобном соединении. М. находила применение уже в антич. драме, а также в «школьной драме» ср.-век. Европы. В 18 в. появились сценич. произв., полностью основанные на М. и наз. мелодрамами. В последующее время М. нередко использовалась в оперных произведениях (сцена В тюрьме из «Фиделио», сцена В Волчьем ущелье из «Вольного стрелка»), а также в драматич. пьесах (музыка Л. Бетховена к «Эгмонту» Гёте). С кон. 18 в. под влиянием мелодрам сложился и жанр самостоятельной М. концертного плана (по-немецки наз. Melodram, в отличие от сценич. М., называемой Melodrama), как правило, для чтения (декламации) в сопровождении фп., реже в сопровождении оркестра. Для таких М. избирались обычно тексты балладного характера. Самые ранние образцы подобных М. принадлежат И. Р. Цумштегу («Весеннее торжество», для чтеца с орк., 1777, «Тамира», 1788). Позднее М. создавали Ф. Шуберт («Прощание с Землёй» - «Abschied von der Erde», 1825), Р. Шуман (2 баллады, соч. 122, 1852), Ф. Лист («Ленора», 1858, «Печальный монах» - «Der traurige Monch», 1860, «Слепой певец» - «Der blinde Sanger», 1875), Р. Штраус («Енох Арден», op. 38, 1897), M. Шиллингс («Песнь ведьм» - «Hexenlied», op. 15, 1904) и др. В России М. как концертно-эстрадный жанр пользовалась популярностью с 70-х гг. 19 в.; в числе авторов рус. М. - Г. А. Лишин, Е. Б. Вильбушевич. Позднее ряд М. для чтеца с оркестром написали А. С. Аренский (стихотворения в прозе И. С. Тургенева, 1903), А. А. Спондиаров (монолог Сони из пьесы «Дядя Ваня» А. П. Чехова, 1910). В сов. время М. была использована в коллективной оратории «Путь Октября» (1927), в сказке для чтеца и симф. оркестра «Петя и Волк» Прокофьева (1936). В 19 в. возник особый род М., в котором с помощью нотных знаков точно фиксируется ритм декламации («Прециоза» Вебера, 1821, музыка Мийо к «Орестейе», 1916). Дальнейшим развитием этого рода М., сблизившим её с речитативом, явилась т.н. связанная мелодрама (нем. gebundene Melodram), в которой с помощью особых знаков ( вместо, вместо и т.п.) фиксируется не только ритм, но и высота звуков голоса («Дети короля» - «Die Кцnigskinder» Хумпердинка, 1-я ред. 1897). У Шёнберга «связанная мелодрама» принимает форму т.н. речевого пения, нем. Sprechgesang («Лунный Пьеро» - «Pierrot Lunaire», 1912). Позднее появилась и промежуточная разновидность М., в которой точно обозначается ритм, а высота звуков указывается приблизительно («Ода Наполеону» Шёнберга, 1942). Разл. виды М. в 20 в. использовали также Вл. Фогель, П. Булез, Л. Ноно и др.). Ожившая поэзия Видеоролики с мелодекламацией и декламацией (Ветров, Высоцкий, Тимур Бакмамбетов) Мелодекламация п спектакле "Ночь святого Валентина". Мелодекламация в драматических спектаклях Мелодекламация в Музыкальной Энциклопедии МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ (от греч. melos - песнь, мелодия и лат. declamation - декламация) - соединение выразительного произнесения текста (гл. обр. стихотворного) и музыки, а также произведения, основанные на подобном соединении. М. находила применение уже в антич. драме, а также в «школьной драме» ср.-век. Европы. В 18 в. появились сценич. произв., полностью основанные на М. и наз. мелодрамами. В последующее время М. нередко использовалась в оперных произведениях (сцена В тюрьме из «Фиделио», сцена В Волчьем ущелье из «Вольного стрелка»), а также в драматич. пьесах (музыка Л. Бетховена к «Эгмонту» Гёте). С кон. 18 в. под влиянием мелодрам сложился и жанр самостоятельной М. концертного плана (по-немецки наз. Melodram, в отличие от сценич. М., называемой Melodrama), как правило, для чтения (декламации) в сопровождении фп., реже в сопровождении оркестра. Для таких М. избирались обычно тексты балладного характера. Самые ранние образцы подобных М. принадлежат И. Р. Цумштегу («Весеннее торжество», для чтеца с орк., 1777, «Тамира», 1788). Позднее М. создавали Ф. Шуберт («Прощание с Землёй» - «Abschied von der Erde», 1825), Р. Шуман (2 баллады, соч. 122, 1852), Ф. Лист («Ленора», 1858, «Печальный монах» - «Der traurige Mönch», 1860, «Слепой певец» - «Der blinde Sänger», 1875), Р. Штраус («Енох Арден», op. 38, 1897), M. Шиллингс («Песнь ведьм» - «Hexenlied», op. 15, 1904) и др. В России М. как концертно-эстрадный жанр пользовалась популярностью с 70-х гг. 19 в.; в числе авторов рус. М. - Г. А. Лишин, Е. Б. Вильбушевич. Позднее ряд М. для чтеца с оркестром написали А. С. Аренский (стихотворения в прозе И. С. Тургенева, 1903), А. А. Спондиаров (монолог Сони из пьесы «Дядя Ваня» А. П. Чехова, 1910). В сов. время М. была использована в коллективной оратории «Путь Октября» (1927), в сказке для чтеца и симф. оркестра «Петя и Волк» Прокофьева (1936). В 19 в. возник особый род М., в котором с помощью нотных знаков точно фиксируется ритм декламации («Прециоза» Вебера, 1821, музыка Мийо к «Орестейе», 1916). Дальнейшим развитием этого рода М., сблизившим её с речитативом, явилась т.н. связанная мелодрама (нем. gebundene Melodram), в которой с помощью особых знаков ( вместо, вместо и т.п.) фиксируется не только ритм, но и высота звуков голоса («Дети короля» - «Die Кцnigskinder» Хумпердинка, 1-я ред. 1897). У Шёнберга «связанная мелодрама» принимает форму т.н. речевого пения, нем. Sprechgesang («Лунный Пьеро» - «Pierrot Lunaire», 1912). Позднее появилась и промежуточная разновидность М., в которой точно обозначается ритм, а высота звуков указывается приблизительно («Ода Наполеону» Шёнберга, 1942). Разл. виды М. в 20 в. использовали также Вл. Фогель, П. Булез, Л. Ноно и др.). (Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982) Искусство художественного слова История искусства звучащего слова и методические разработки. О художественном слове Искусство художественного слова основывается на мастерстве рассказчика, умеющего живо передать впечатления в прямом, непосредственном общении со слушателем. Для того чтобы овладеть мастерством рассказчика, надо страстно желать убедить слушателей в правильности своих мыслей, а для этого следует наиболее точно определить существо происходящих событий.
Определение существа события — отправная точка творческого метода работы над словом, будь то искусство актера или искусство чтеца. Далее по ссылке... Понятия к предмету "Художественное слово" Аллитерация – повтор согласного или группы согласных, отчетливо выявляющий звуковой облик слов («Подобно лилии крылатой, колеблясь, входит Лала-Рук» Пушкин.) Амфибрахий - трехсложный стихотворный размер, стопа которого содержит один ударный (долгий) слог между двумя безударными (краткими), например: «Грибная пора отойти не успела» Некрасов Анапест - трехсложный стихотворный размер, стопа которого содержит два безударных (кратких) слога и один ударный (долгий), например: «Уноси мое сердце в звенящую даль» Фет. Анафора – повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения или стихотворной строки. Антитеза – стилистическая фигура, состоящая из резко отличных по смыслу слов или словесных групп, например: «Великий человек на малые дела» Даль. Антонимы – слова, относящиеся к одной смысловой группе, но имеющие противоположные значения (твердый – мягкий; дорого – дешево; яркий - тусклый). Архаизм – устаревшее слово или оборот речи (ланиты, чело). Ассонанс – повтор гласного или группы гласных. Далее по ссылке... Декламация (определение) в Академических словарях ДЕКЛАМАЦИЯ ДЕКЛАМАЦИЯ (от латинского declamatio - упражнение в красноречии), искусство выразительного чтения стихов или прозы (ритмизация текста, подчеркивание интонацией ключевых слов и т.п.). В эпоху классицизма в западноевропейском и русском театре владение искусством декламации составляло основу актерского мастерства; была канонизирована условная, торжественная, напевная манера сценической речи. С изменением принципов актерской игры слово "декламация" приобрело уничижительный оттенок (под ним часто подразумевается чтение стихов с ложным пафосом, "завывание"). Разновидности эстрадной декламации - мелодекламация, так называемая коллективная декламация (ритмизированное произнесение текста хором, с выделением отдельных голосов). ------ Далее по ссылке... Декламация. Обширная статья в СЛОВОПЕДИИ ...С давних пор были известныпрактические приемы Декламации, передававшиеся выучкой "с голоса", присовершенно субъективных и бессистемных указаниях учителя. Лишь снедавнего времени устанавливается взгляд на Декламацию, как на самостоятельнуюотрасль знания, могущую быть предметом систематического изучения ипреподавания. Колыбелью декламации была Греция, где, начиная с эпохитрагического театра Фесписа, Фриниха и особенно Эсхила, это искусствополучает определенные формы, регулируясь известными правилами.... ---- Далее по ссылке... Художественное чтение в Большой Советской Энциклопедии Художественное чтение, публичное исполнение произведений литературы (стихов, прозы, а также публицистики), драматических отрывков; жанр эстрадного искусства. Устным творчеством поэтов-импровизаторов славилась античная Греция. Искусство декламации культивировалось в Древнем Риме. Так, например, в эпоху Французской революции 1848 актриса Рашель прославилась исполнением «Марсельезы». Её традиции продолжала актриса Агар. В жанре Художественное чтение выступали выдающиеся западно-европейские актёры - братья Коклен, В. Дежазе (Франция), И. Кайнц (Германия), Г. Ирвинг (Англия) и др. Выразительное устное слово составляло основу искусства русских сказочников, скоморохов, армянских ашугов, казахских акынов. Особое место в Художественное чтение занимают т. н. авторские чтения. Замечательными исполнителями своих произведений в России были А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, позднее С. А. Есенин, В. В. Маяковский и др. Основоположником профессионального искусства Художественное чтение в России был М. С. Щепкин (вечера литературных чтений стихов Пушкина, Т. Г. Шевченко). Большой популярностью пользовались выступления импровизатора-рассказчика И. Ф. Горбунова. Героической приподнятостью, эмоциональностью отличалось чтение М. Н. Ермоловой (гражданская лирика Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова). Выдающимся чтецом был В. Н. Андреев-Бурлак, с именем которого связано появление на эстраде инсценировок-композиций по произведениям Ф. М. Достоевского, Гоголя. В советское время Художественное чтение стало самостоятельным видом эстрадного искусства, обогатилось новыми формами. Первым профессиональным мастером был А. Я. Закушняк, выступавший с «Вечерами интимного чтения», «Вечерами рассказа». Его традиции блестяще развивал В. Н. Яхонтов, основатель особого вида Художественное чтение - «Театра одного актёра». К выдающимся чтецам принадлежали В. К. Серёжников, А. И. Шварц, В. Н. Аксенов, А. Н. Глумов, Э. И. Каминка. Эпические творения мировой литературы, искусство чтеца-сказителя культивирует С. А. Кочарян. Оригинальностью отличается творчество И. Л. Андроникова, автора-исполнителя устных рассказов, посвященных писателям, актёрам, учёным. Художественное чтение занимало видное место в творчестве многих драматических актёров. Мастерами этого жанра были В. И. Качалов, И. М. Москвин, Д. Н. Орлов и др. Среди современных исполнителей - Д. Н. Журавлёв, И. В. Ильинский, С. М. Балашов, В. В. Сомов, Я. М. Смоленский, Г. М. Сорокин и др. Декламация в Большой Советской Энциклопедии Декламация (от лат. declamatio — упражнение в красноречии), искусство произнесения стихов или прозы. В Древнем Риме Декламация — упражнение в красноречии, составлявшем один из важных элементов ораторского искусства; во Франции — искусство произнесения речей, а также стихов на сцене. В классицистском театре 17—18 вв. понятие «Декламация» объединяло всю совокупность средств актёрской игры, включая жест и мимику. Классицизм канонизировал торжественно-приподнятую, напевную, условную манеру сценической речи, отвечавшую нормам придворного вкуса. Развитие романтических и реалистических тенденций в театре конца 18 — начала 19 вв. вело к разрушению канона классицистской декламации. Романтизм провозгласил свободу актёрского вдохновения и чувства, а реализм поставил речь и всё поведение актёра на сцене в зависимость от изображаемого им характера со всеми его индивидуальными и типическими особенностями. Со временем словом «Декламация» стала обозначаться ложная, ходульная манера речи. К. С. Станиславский считал Декламация (или декламационность) одним из грубейших проявлений пустоты и фальши в актёрском искусстве. Декламация долгое время называли концертное исполнение стихов с эстрады, не вкладывая в этот термин (позднее вытесненный понятием художественного чтения) отрицательного смысла. КЛАССИКА ДЕКЛАМАЦИИ в mp3 Владимир Яхонтов, Михаил Царев, Василий Качалов читают классиков. Живіе голоса Маяковского, Блока, Есенина, Гумилева, Цветаевой, Ахматовой... Мелодекламация — искусство синтетическое Мелодекламация — искусство синтетическое. Это слияние слова и звука, проникновение выразительных особенностей слова в музыкальную ткань и встречный процесс («Омузыкаливание» человеческой речи — вот, собственно говоря, сущность этого сложного искусства», — заметил Г.Рождественский). |