Часть ТРЕТЬЯ

А.С. Да-а... Что-то в этом роде я и предполагала услышать.
«Трагикомедия — это смерть вид рэготу», — сказала одна моя подруга. Думаю. что юмор — это защитная реакция, конечно, для тех у кого он есть. Примите последнее, как аплодисменты.
Собираете ли Вы юмор, анекдоты пр. истории из жизни, чтобы использовать в творчестве? Как Вы оцениваете своего зрителя? Каков он в среднем в театре? Каким Вы бы хотели его видеть?
 
Павел МОРОЗОВ. «Трагикомедия — это смерть вид рэготу», — этот перл я, с Вашего позволения буду цитировать на лекциях по истории театра как самое яркое и точное определения трагикомедии как жанра.
Анекдоты, честно говоря, не коллекционирую, но поскольку жизнь сплошной анекдот, то самые симпатичные (или реготальносмертельные) случаи из жизни иногда использую как материал для... понятно чего.
По поводу зрителя... Хотел бы видеть его тонкочувствующим, способным наслаждаться искусством, умеющим быть эмоционально сопереживающим соавтором спектакля. Но пока... Время такое — плохие стали еще хуже, хорошие стали еще лучше, но последних становится все меньше. В принципе на премьеры у нас в городе, да и во всей Украине ходит очень благодарный и душевно качественный зритель, слабо разбавленный новыми украинцами, желающими приобщиться к культуре после удачно украденной цистерны со спиртом или «ножками Буша», а вот после премьерных показов — всякое бывает. Новое поколение — независимо от возраста — просто потрясает. Так как у посетителей кинозалов на периферии сейчас принято жрать попкорн, пить пиво, отпускать остроты ниже пояса и громко ржать, катая ногами пустые бутылки, то отголоски этого бывают и в театре. Увы.
Но кое-какой интеллектуальный зритель остался. В Киеве зритель разный, как и в Москве — от сыто-снобистского до голодно-интеллектуального и далее везде. Во Львове и Тернополе — очень внимательная и благожелательная публика, если вы играете не на русском. В Полтаве зритель благожелательный и простодушный. Их очень веселят пинки под зад, плевки, показывания языка и прочие «трюки высшего актерского пилотажа», которыми изобилуют все постановки Полтавского музыкального театра. Причем сам театр старинный, с потрясающей историей, в нем сам Гоголь присутствовал на постановках в свое время...
Периодически этот театр привозит к нам свои постановки, вживляя за большие деньги старинную звезду (покойного Авилова, живого Конкина или Калниньша). Наш зритель приходит на звезду и получает сорок кубиков полтавской бормотухи (все полтавчане навеселе, Авилов в «М и М», роняя очки, читал текст с листа за себя-Мастера и другого-Пилата, ноги которого торчали из-за кулис. Правда Калниньш, Конкин и Самохина на своих анрепризах отработали профессионально, несмотря на усилия полтавской подтанцовки).
Вот мои ощущения от «12 стульев» (На афише значилось «Московский театр Антрепризы», а на сцене были все те же полтавские полупьяные физиономии). «На пустой обшарпанной сцене — единственный фанерный ящик метр на два с намалеванным на боку вагоном. Из реквизита — единственный (из 12-ти) стул с треснувшей пополам ножкой и посаженный на металлические стяжки.
Актер, игравший Бендера, по самолюбованию перебендерил самого Остапа, но по самоиронии до «сына турецкоподданного» явно не дотянул, хотя как представитель самцового пола — неплохой образец (по отзывам дам).
Но бог с ним с Бендером, он свое скороговоркой отработал, бог с ней с мадам Грицацуевой, которую бездарно и самодеятельно играл толстющий самодовольный юношеподобный дядька, бог с ним с Кисой Воробьяниновым, похожим на Дуремара (вернее на пародию его), но вот юмор, точнее его подобие, которым было напичкано это шоу — не поддается описанию.
Почти все персонажи мужского рода (по задумке режиссера видимо) были окрашены в голубизну — прикусывали нижнюю губу, строили глазки, шлепали друг друга по заднице (смачно и со вкусом), шутили на гейскую тему а-ля «я же вижу у вас на рукаве повязку с надписью «ГЕЙ» (на самом деле на повязке — «ГАИ» и «Кто вы мне, любовница? (это Бендер). — Этого еще не хватало! (это Киса, прикрывая зад и приседая). Братья из богадельни тоже неумело изображали кровосмесительные привязанности, а по ходу переключались на Остапа. Официант в ресторане за деньги составил танцевальную пару Воробьянинову, заменив ему сбежавшую даму.
Дальше больше. Периодически мужские персонажи били друг друга меж ног. Самый яркий пример, когда Бендер врезал Кису по «фаберже» и Киса долго со стоном кайфовал «Ох, как хорошо!..» (украдено из захаровского «Убить дракона»).
С женщинами — еще труднее. Они, в количестве двух штук, были вообще никакие. Молодая актриса, узнаваемая, несмотря на все два десятка переодеваний, между сценами неплохо танцевала, но играла так, что лучше бы она ограничилась танцами. О пожилой актрисе — умолчу. Кто видел, тот поймет. Единственный пример из ее перлов — это надорванный вопль «ты шо? У меня ж агония!»
Далее фрагментарно.
Приезд в Москву Киса и Бендер изображали сидя на воображаемом вагонном толчке на корточках и потирая газетку. Слава богу, до физиологии не дошли. А когда я услышал про камасутру по-северодонецки (в Луганске до этого была по-лугански, соответственно) и увидел, как Бендер учил Эллочку-людоедочку позе хомяка в зимней спячке — нервов уже не хватило (тем более, что холодильник в зале был отменный), и я сбежал от этого якобы «русского шоу».
Я узнал в этом бедламе актеров из той же компании, которая одурачила северодончан в прошлом году, привезя «Мастера и Маргариту» с пьяным Авиловым (земля ему пухом). И тогда это был — «русский театр», который я потом обнаружил в Полтаве в полном составе.
Так что, дорогие театралы, если через год вам привезут очередное московское шоу — будьте уверены, это опять будет «русский» театр полтавского разлива. И если в афишах будет заявлена какая-нибудь российская звезда, то будьте уверены — звезды либо не будет (как не было заявленной в «Мастере» Ольги Кабо), либо она будет пьяна, как… (см. выше).
 
Елена ВИНОКУР. Теперь уже ощущения не зрительного зала, а «закулисья»...Ой, как здорово!
Кстати, а как Вы относитесь к творчеству Виктюка?
 
Павел МОРОЗОВ. О г-не Виктюке... Предупреждаю, мое мнение сугубо частное и может абсолютно не соответствовать действительности.
Итак, Роман Григорьевич — самый талантливый и самый известный театральный выходец из славного украинского города Львов. На мой взгляд умница, интеллектуал и мистификатор, умеющий делать спектакли на такой тонкой грани вкуса и безвкусицы и так виртуозно дурачить театральную общественность, что понять разницу между его гениальным спектаклем и откровенной халтурой порой просто невозможно.
Имеет несколько всемирно известных шедевров (все вы о них наслышаны — от «Рогатки» и «Федры» до «Служанок » и «Лолиты») и не так уж и мало спорных постановок, о которых ни вы, ни я особо буйной информации не имеем (священную корову такого ранга уже не судят даже в желтой прессе). Да и скучно, честно говоря, ругать что-то вроде «Философии в будуаре» с ее надувными фаллосами и не менее надутым порно-эротизмом.
Роман григорьевич умело и вовремя проэксклуатировал интерес смертных к сексуальным девиациям и патологиям. За что и причислен к авангарду гей-культуры, но в его гейство уже давно никто не верит, даже, кажется, и сами геи.
Резюмируя, с уверенностью могу сказать, что в своих лучших спектаклях Роман Григорьевич потрясающ. Мастер и еще раз Мастер. Думаю, Виктюк оказал огромное влияние на режиссерское племя (и на меня в том числе), как Бродский на русскопишущих пиитов.
Да, а репетирует с актерами он просто чудесно. Они у него расцветают — он их за каждый чих хвалит и орет из зала: «Гениально!» Ну как у такого режиссера не играть гениально?.. Правда, его метод срабатывает только на очень талантливых актерах.
Ну а если кто-то напоролся на гастроль ужасной халтуры, где на афише значился Виктюк, то простите Мастеру — он либо не имел к этому никакого отношения, либо просто получил деньги за имя. Никто не без греха.
А если совсем честно, как на духу...
Я ОБОЖАЮ ВИКТЮКА!!!!!!!!!!! ВСТРЕЧУ — БРОШУСЬ В НОГИ, ПОТОМ РАЗДЕНУСЬ ДОГОЛА И ПОПРОШУ ЕГО СДЕЛАТЬ АВТОГРАФ НА ЛЮБОЙ ЧАСТИ МОЕГО ГРЕШНОГО ТЕЛА!!!!!
 
БАРЫШНЯ. У Вас прекрасно получаются рассказы о театральной жизни. Может пригодиться на творческом вечере или в устных рассказах о театре, как у Андронникова. Я ничего смешнее в жизни не читала, чем его рассказ «Впервые на эстраде». С удовольствием перечитываю.
Что читаете Вы, когда тянет почитать перед сном? Кто из авторов производит на Вас самое сильное впечатление?
 
Павел МОРОЗОВ. Честно говоря — перед сном не читаю — перед сном иду с работы. Но, конечно, по жизни чего-то читаю урывками.
С умным видом киваю при упоминании Улицкой, Акунина, Мураками и иже с ними. Но среди любимых авторов — Стейнбек (его «Квартал Тортилья Флет» я обожаю перечитывать, его роман «Зима тревоги нашей» просто убил меня однажды и снова воскресил), «Паломничество в страну Востока» Гессе в свое время радикально изменило мою жизнь, еще Торнтон Уайлдер «Теофил Норт» — не гениальное, но вкусное и очаровательно-психологичное творение, ну и все столпы русской литературы — Достоевский, Куприн, Лесков и далее-далее...
Книгой века считаю спорную, но захватывающую «Игру о Великом Шекспире» Ильи Гилилова. А последним шедевром современной литературы — роман Евгения Витковкого «Павел II» — потрясающий стеб, фантасмагорическая пародия на постмодернизм. Роман огромный, но читал я его смакуя и смеясь, чего не могу сказать о тех, кому я этот роман рекомендовал прочесть.
А теперь улыбнитесь, милые дамы и господа, и простите мне маленькую ложь-мистификацию — я ни одного спектакля Виктюка в жизни не видел. А вот поразлагольствовать о том, чего никогда не видел, так это я могу!
Простите великодушно, больше обманывать не буду!
 
Борис ДРЕЙДИНК. Девушки, а вы не в курсе? — нельзя артисту верить! Ещё Станиславский выкрикивал: «Не верю»! И нам завещал. Поэтому со скользкой сцены пора переместиться к более прозаическим вещам.
Павел, вот многие читатели не любят читать драматургические вещи. Мне, например, ЧИТАЕМАЯ драматургия доставляет огромное удовольствие. Да вот хоть — Вл.Сорокин — его драматургия читается легко и тонко. Есть ли у тебя чисто прозаические произведения? А чисто поэтические? Или проф. интерес к театру навсегда определил жанр твоих текстов?

День третий. 3 ноября)
Павел МОРОЗОВ.
Ах, как разнятся встречи
Нас тех — и этих нас.
Туманят разум плечи,
Но не сиянье глаз.
 
А под конец и вот так:
 
* * *
Вагона купе — будто ложа,
Окно — будто зеркало сцены.
И все за окном так похоже
На чары мадам Мельпомены.
Кому-то дорожная проза,
А мне стук колес — звуки лиры...
Я вижу в бодании козьем
Лукавые игры сатиров.
Плывут пред моими глазами
Не сосны, а заросли лавров,
Под сенью которых ночами
Влюбленные бродят кентавры...
Кому-то дорожная скука,
Но сердце мое рукоплещет
Спектаклю по пьесе «Разлука»
С финальною сценою «Встреча».
 
Потом понял, что «не Байрон я» и даже не Асадов, и остыл к этому занятию.
 
ДИМЫЧ (Дмитрий АНДРЕЕВ). Хотел спросить, что Вы думаете о Мураками.
 
Павел МОРОЗОВ. Уважаемый г-н Димыч, я не хотел бы обижать ни тех, кто любит Мураками, ни тех, кто его терпеть не может, поскольку не читал его лично, но на мой скромный читательский вкус и взгляд, зеркальные карпы Дмитрия Сахранова в маленьком рассказе*.сделали не меньше, чем все овцы, крысы и спагетти вместе взятые во всех романах Мураками.
_________________________________
* Аудиомост, «Пруды аббатства Круаваль». Автор текста Дмитрий Сахранов. Музыка Горана Бреговича. Мелодекламация. Исп. Павел Морозов.
Тот же рассказ на сайте и в сборнике «Избранные рассказы 2005».
__________________________________
 
Но вообще-то — если читают, значит это кому-то да нужно. Время покажет.
Я вот недавно старый номер журнала «Мурзилка» за 66 год нашел — так весь вечер читал-перечитывал, обливаясь умильными слезами. Наверное, старость.
 
ДИМЫЧ. У меня самого пока не сложилось однозначного мнения о его творчестве... Поэтому и спросил. Спасибо за ответ.
 
Павел МОРОЗОВ. Знаете, я принадлежу к тому типу людей, которых отпугивает шумиха вокруг имени или явления.  Мне всегда приятнее самому откопать автора, который что-то тронет во мне или вправит мне мозги в интересное русло. Поэтому я решил вернуться к Мураками на пенсии — вот там мы с ним разберемся). Кстати, помните бум вокруг Кастанеды? И где сейчас этот бум?
О!... еще и к Кастанеде на пенсии вернусь — это будет неплохо  накормить овец и крыс мухоморами — интересные глюки могут родиться...
 
Елена ВИНОКУР. А ещё стихов можно?

-------------

Продолжение интервью по ссылке внизу страницы.
 


Часть ЧЕТВЕРТАЯ (перейти)

Вернуться на главную страницу сайта



Hosted by uCoz
Яндекс.Метрика